Статьи

Экологические аспекты использования каучукового латекса: влияние на окружающую среду и возможности утилизации

Несмотря на то, что чаще всего каучук создается как натуральный материал, он не всегда является экологически чистым материалом. Резина — один из самых распространенных и известных материалов на планете. Поэтому при создании каучуковых изделий важно придерживаться этического и устойчивого подхода.

Проблемы утилизации каучука

Концепция устойчивого развития привлекает к себе пристальное внимание и интерес общественности. Увеличение количества отходов имеет серьезные экологические последствия, поэтому к их утилизации необходимо подходить с особой тщательностью. В настоящее время практически во всех отраслях промышленности, включая резиновую, уделяется особое внимание устойчивому развитию.

Синтетический каучук сложно утилизировать из-за трех основных факторов:

  1. Большой объем отходов
  2. Долговечность материала
  3. Опасности, связанные с обработкой и хранением

До недавнего времени не существовало технологий и инфраструктуры для работы с этими отходами — запасы резины были стандартными, несмотря на опасность. К счастью, десятилетия совместных усилий привели к появлению эффективных программ по переработке резины. Старые шины могут найти новую жизнь в качестве покрытия для детских площадок, напольных ковриков или даже ударопрочных парковочных упоров. Успех переработки резины проливает свет на многообещающее будущее в области утилизации небиоразлагаемых отходов.

Переработка резины не зря является синонимом утилизации отработанных шин. Старые шины являются самым распространенным источником отработанной резины. Легковые автомобили, грузовики, самолеты и внедорожники — везде используются резиновые шины. Срок службы шин можно продлить за счет восстановления протектора, но не до бесконечности. В конце концов, шины с истекшим сроком службы (ELT) убирают с дорог. После этого их либо перерабатывают, либо складируют, либо отправляют на свалку.

Опасности, связанные со складированием шин

Большинство шин в развитых странах перерабатываются, но это произошло сравнительно недавно. До XXI века лишь немногие страны имели инфраструктуру для сбора и переработки резины в больших масштабах. Единственным возможным местом назначения для шин ELT были свалки или специальные хранилища шин. Постоянный приток использованных шин быстро превышал возможности полигонов, поэтому большинство регионов складировали их для дальнейшего использования.

Экономические риски и риски для здоровья

Склады шин обвиняют в целом ряде негативных последствий для окружающей среды. Несмотря на то, что теоретически складирование шин более ответственно, чем захоронение отходов, оно все равно представляет собой проблему. Они препятствуют развитию прилегающих территорий, поощряют незаконные свалки и даже являются местом обитания болезнетворных комаров и паразитов.

Риски воспламенения

Экономические и медицинские риски сами по себе являются причиной для беспокойства, но самая серьезная проблема — это воспламеняемость, ведь хранилища шин — это, по сути, горы топлива, ждущие искры. Чем дольше хранилище простаивает, тем выше вероятность его возгорания и нанесения серьезного ущерба. Известно, что пожары от шин токсичны и их трудно потушить. Образующийся при этом густой черный дым негативно влияет на качество воздуха в течение нескольких недель, а почва и грунтовые воды восстанавливаются еще дольше.

Восстановление участка может минимизировать ущерб, но требует значительных затрат. Наиболее экономически эффективным вариантом является превентивная очистка и переработка.

Преимущества переработки резины

Если не перерабатывать каучук, то можно упустить возможность получить полезное вторичное сырье. В некоторых областях применения измельченная резина обладает уникальными свойствами, превосходящими традиционные материалы:

  • Амортизация
  • Поглощение звука
  • Нескользящая поверхность
  • Легкий вес
  • Воздухопроницаемый
  • Изоляция
  • Устойчивость к истиранию и образованию трещин

Процесс переработки резины

Необработанные каучуковые изделия большие, громоздкие и, как правило, покрыты грязью. Перед переработкой их необходимо очистить и нарезать до однородного размера. Материалы подаются в гранулятор, где разделяются на мелкие кусочки, известные как резиновая крошка. Из одной легковой шины может получиться 4.5-6 кг резиновой крошки.

Резиновая крошка

Грубая резиновая крошка более транспортабельна, чем целые шины, но не очень полезна. Она по-прежнему содержит фрагменты армирующей ткани и проволоки. В зависимости от конечного рынка может потребоваться дополнительная обработка для удаления этих примесей и создания более мелкой крошки или сетки.

Сетка

Сетка — это термин, обозначающий количество отверстий на дюйм/см, через которые может проходить резиновая крошка. Чем мельче крошка, тем выше количество ячеек. Переработчики используют несколько различных процессов для увеличения ячеек — измельчение в атмосфере, криогенная обработка и мокрое измельчение.

  1. Измельчение в среде. Резиновая крошка подвергается ряду процессов сдвига и сжатия при температуре окружающей среды. В результате крошка получается неравномерной.
  2. Криогенная обработка. Замороженная резина подвергается разрушению в высокоскоростной молотковой мельнице. В результате получается мелкая сетка с гладкими сторонами и легкой текучестью.
  3. Мокрое измельчение. Более редкий процесс, используемый для получения гораздо более мелкой сетки. Итоговая сетка делает резиновую крошку пригодной для различных применений.

Применение переработанной резины

Технология переработки и производственные мощности развиваются с 1990-х годов, и за это время были достигнуты значительные успехи. Благодаря этим усилиям рынок резиновой крошки неуклонно растет. Рост популярности отчасти обусловлен стоимостью, так как переработанная резина относительно недорога. Однако, если отбросить экономику, стоит отметить множество исключительных свойств переработанной резины. Прочность, долговечность и ударопоглощаемость переработанной резины часто превосходят традиционные материалы.